Теория и практические аспекты психоанализа |
![]() |
![]() |
Автор ЦЕПИР | |||||||||||||
13.05.2008 г. | |||||||||||||
"Старина Фрейд и нестареющее древнее знание
|
Зигмунд Фрейд не мог или не стал «вытеснять» свою страсть к курению. В результате чего он заболел раком легких. 1939 году он попросил своего врача и друга Макса Шура помочь ему совершить самоубийство. Тот дал ему тройную дозу морфина, от которой он ушёл в другой мир |
Практически все любовные отношения «отец» психоанализа сводит к сексуальному инстинкту: «Прежде всего сексуальный инстинкт совершенно не зависит от функции размножения, целям которого он служит впоследствии. Он преследует только достижение ощущений удовольствия различного рода». При этом, согласно Фрейду, влечение появляется ещё в детском возрасте, а его первыми объектами становятся родители. «Чувства, возникающие при этом между родителями и детьми, а также в зависимости от этих последних между братьями и сестрами, бывают не только положительные, нежные, но и отрицательные, враждебные. Возникающий на этом основании комплекс предопределен к скорому вытеснению, но тем не менее он производит со стороны бессознательного очень важное и длительное действие. Мы можем высказать предположение, что этот комплекс с его производными является ядерным комплексом всякого невроза, и мы должны быть готовы встретить его не менее действенным и в других областях душевной жизни. Миф о царе Эдипе, который убивает своего отца и женится на своей матери, представляет собой мало измененное проявление инфантильного желания, против которого впоследствии возникает идея ограничения инцеста», - продолжает он зачитывание диагноза людям.
Фрейд подмечает, что существующая культура отличается высокими требованиями. Находясь под давлением внутренних вытеснений, люди находят действительность вообще неудовлетворительной и потому «ведут жизнь в мире фантазий, в котором мы стараемся сгладить недостатки реального мира, воображая себе исполнение наших желаний». В этих фантазиях воплощается много настоящих конституциональных свойств личности и много вытесненных стремлений. «Энергичный и пользующийся успехом человек – это тот, которому удается благодаря работе воплощать свои фантазии-желания в действительность», - утверждает Фрейд. Где это не удается, вследствие препятствий со стороны внешнего мира и вследствие слабости самого индивидуума, там наступает отход от действительности, индивидуум уходит в свой более удовлетворяющий его фантастический мир. В случае заболевания это содержание фантастического мира выражается в симптомах. При известных благоприятных условиях субъекту еще удается найти, исходя от своих фантазий, другой путь в реальный мир вместо того, чтобы уйти от этого реального мира.
Вслед за этим доктор объявляет о болезни всех великих творцов культуры: «Если враждебная действительности личность обладает психологически еще загадочным для нас художественным дарованием, она может выражать свои фантазии не симптомами болезни, а художественными творениями, избегая этим невроза и возвращаясь таким обходным путем к действительности».
Остановимся на этом описывать протекание всех психических расстройств, источником которых, по мнению врача, является подавленная сексуальность. Вкратце рассмотрим то, как Фрейд представлял структуру человеческой психики. Согласно его ранним работам, она состоит из бессознательного (которое руководствуется «принципом удовольствия») и сознания, которое стремится к самосохранению («принцип реальности»). В более поздней работе «Я и Оно» Фрейд выделяет в структуре психики три компонента — Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Суперэго). Оно представляет бессознательные влечения, Я — принцип реальности. Сверх-Я формируется в процессе усвоения человеком социальных норм, господство которых над психикой также становится бессознательным.
Глава 2 «Отец» и его «блудные» сыновья
Как было сказано в начале, теории Фрейда и используемые им способы лечения вызвали полемику в XX веке и до сих пор остаются предметом горячих споров. Ещё в 20-30 гг, т.е. при жизни доктора, в психологии зародилось такое направление как неофрейдизм. Его представители несколько переработали теорию «отца» психоанализа, принизив действие сексуального влечения. Например, Юнг придавал особое значение архетипам. Эрик Эриксон пришёл к несексуальным стадиям развития, строго связанных по срокам со психосексуальными стадиями у Фрейда. При этом в основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества.
![]() |
Эрих Фромм полагал, что психоанализ страдал в первую очередь как раз от того порока, от которого намерен исцелять, - от подавления. Ни Фрейд, ни его последователи не признавались (ни другим, ни самим себе) в том, что цели у них выходили за пределы научных и терапевтических достижений. |
Другой представитель неофрейдизма социальный психолог, философ и психоаналитик Эрих Фромм написал подробный разбор сути не только психоанализа, но и подверг этому анализу «отца»-основателя. В книге «Зигмунд Фрейд. Его миссия» Фромм обращает внимание на некоторые факты, показывающие, насколько глубоко занимала Фрейда не медицина, а философия, политика, этика. Так, приводятся воспоминания, в ходе которых Фрейд сам отмечает, например, следующее: «В юности я чувствовал непреодолимую потребность в постижении тайн мира, в котором мы живем, и даже в том, чтобы внести какой-то вклад в их решение".
Особый акцент неофрейдист делает на том массовом движении, которое создал любитель потаённых тайн человека Фрейд: «Сколь странный феномен это психоаналитическое движение! Психоанализ представляет собой терапию неврозов и в то же время является психологической теорией, общей теорией человеческой природы и в особенности бессознательного, с его проявлениями в сновидениях, симптомах и символических произведениях. Существует ли другой пример терапии или научной теории, преображающейся в движение, направляемое из центра тайным комитетом, с чистками, убирающими отклоняющихся от линии членов, с организациями на местах и международной сверхорганизацией? В области медицины нет теории, которая когда-либо превращалась в подобное движение. Пока речь идет о психоанализе как теории, то вернее всего ее можно сравнить с дарвинизмом - революционной теорией, проясняющей историю человека и стремящейся изменить картину мира фундаментальнее, чем любая другая доктрина XIX в. И в то же время никогда не существовало дарвинистского «движения», не было ни руководящего центра, направляющего его деятельность, ни чисток, с помощью которых определялось бы, кто прав, именуя себя дарвинистом, а кто утратил подобную привилегию». (Эрих Фромм «Зигмунд Фрейд. Его миссия»)
Психоанализ как инструмент религиозной секты?
Социальный психолог задаётся вопросом: почему психоаналитическое движение столь уникально? Частично ответ он находит в неординарной личности Фрейда. Эрих Фромм отмечает, что он был великим ученым, но, подобно социологу и экономисту Марксу, Фрейд имел и другую цель, какой не было у человека вроде Дарвина: он хотел преобразовать мир. Фромм полагает, что облик терапевта и ученого скрывал одного из крупнейших реформаторов начала XX в. «О других областях Фрейд часто говорил как о колониях психоанализа, а не розной земле. Это язык создателя империи или политического лидера. Фрейд, мальчиком восхищавшийся маршалом Массена, юношей желавший стать либеральным или социалистическим политическим лидером, в зрелом возрасте отождествлявший себя с Ганнибалом и Моисеем, - в своем творении, в психоаналитическом движении, видел инструмент завоевания мира и его спасения с помощью идеала», - отмечает Фромм.
В конечно итоге Фромм приходит к выводу, что целью в некотором роде его первого учителя было основание движения за этическое освобождение человека, создание новой светской и научной религии для элиты, призванной вести за собой человечество. Однако мессианство Фрейда не превратило бы психоанализ в Движение, не будь в этом потребности у его последователей, а равно и у широкой публики, восторженно принявшей его учение. В основном это были люди без религиозных, политических или философских интересов и увлечений. Это были те, для кого жизнь утратила смысл, но все же они заняты поиском смысла, идеи, которой они могли бы себя посвятить, объяснения жизни, которое не требует ни веры, ни жертв и при этом удовлетворяет потребность в чувстве сопричастности движению. . Психоанализ стал суррогатом религии для городской буржуазии, которая не желала предпринимать более радикальных усилий. В движении, они нашли все им необходимое - догмат, ритуал, вождя, иерархию, чувство, что истина у тебя в кармане и ты сам стоишь выше того, кто не прошел инициации.
Особо Фромм указывает на ритуальный элемент ортодоксального психоанализа. Кушетка и стул позади нее, четыре-пять встреч-сеансов в неделю, маячащий за спиной аналитик - за исключением того момента, когда он дает «истолкование». «Всё это из полезных средств сделалось самоцелью, священным ритуалом, без коего ортодоксальный психоанализ попросту немыслим. Самым выразительным конечно же является кушетка. Фрейд выбрал ее, поскольку «не хотел, чтоб на него глазели по восемь часов в день». Затем добавились иные резоны: что пациент не должен знать реакции аналитика на свои слова… Для психоаналитической ортодоксии отказ от использования кушетки уже есть признак отступничества и свидетельство, что такого еретика нельзя считать «аналитиком», - отмечает неофрейдист.
Фромм указывает ещё на одну важную деталь: психоанализ страдает в первую очередь как раз оттого порока, от которого намерен исцелять, - от подавления. Ни Фрейд, ни его последователи не признавались (ни другим, ни самим себе) в том, что цели у них выходили за пределы научных и терапевтических достижений. Они подавляли свои амбиции завоевателей мира, мессианский идеал спасения, а потому пришли ко всем двусмысленностям и нечестностям, связанным с такого рода подавлением. Ещё одним пороком движения был его авторитарный и фанатичный характер, воспрепятствовавший плодотворному развитию теории человека и приведший к укреплению позиций бюрократии, унаследовавшей мантию Фрейда, но лишенную и его творческого настроя, и радикализма его первоначальных концепций.
Глава 3 С ног на голову
Центральный догмат своей религии атеистов Фрейд самым ясным образом выразил в работе «Я и Оно»: «Развитие Я идет от признания инстинктов к господству над ними, от подчинения к их затормаживанию. Сверх-Я, образовавшееся частью как реакция на инстинктивные процессы в Оно, в огромной мере принимает участие в таком свершении. Психоанализ является инструментом, предназначенным для прогрессивного завоевания
Датский философ Киркегор полагал, что для того, чтобы адекватно воспринимать перевёрнутый мир, нужно самому стоять на голове. Похоже, что этот тезис Фрейд принял чуть ли ни буквально. |
Оно». Фрейд, думавший, что он открыл эти источники либидо-влечений, механизмы их подавления, сублимации, формирования симптомов, уверовал в то, что с этого момента впервые может реализоваться вечная мечта человечества о
самоконтроле и рациональности.
Об утопичности, нереальности этого пути говорил, например, ещё датский философ XIX века, представитель теистического экзистенциализма Сёрен Кьеркегор. В борьбе с немецким классическим идеализмом он обосновывал вторичность рациональности и первичность чистого существования (экзистенциальности), которое после сложного пути развития личности может найти свой смысл в вере.
Главный тезис Кьеркегора можно представить так: верить в Бога абсурдно, вера претит разуму, но поэтому и надо верить, ибо и сам мир абсурден. Другими словами это можно сказать так: для того, чтобы адекватно воспринимать перевёрнутый мир, нужно самому стоять на голове. "На том я стою - на голове или на ногах - не знаю", - говорил Кьеркегор.
Проблема объективного, адекватного восприятия окружающего мира давно ставится человечеством. Где верх, а где низ? На каком из полюсом Земли верх, а на каком низ? Что справедливо, а что нет? Нужно ли подавать деньги нищему, чтобы он не умер с голоду, либо пусть лучше он останется без милостыни и найдёт себе работу? Что первично, а что вторично? Сознание определяет бытие или бытие определяет сознание? Для нашей современности вопрос можно, например, и так поставить: в жизни много насилия, потому что это пропагандируется телевидением или «голубой экран» лишь отображает реальность?
В какой-то мере это риторические вопросы. Каждое философское, а зачастую и психологическое направление готово дать свои ответы. Однако то, что мы склонны необъективно воспринимать действительность, наглядно демонстрирует одно сравнение. Обитающая в реке или океане рыба не может понимать, что она находится в какой-то особой среде, способной действовать на неё определённым образом. Для неё вода, подводные течения, приливы и отливы кажутся чем-то естественным, само собой разумеющимся. Она попадает в поток течения и несётся по просторам своего водного мира, быть может, как и человек, ощущая счастье, думает, что это наверное и есть везение, светлая сторона жизни. Это нам из другой среды понятно, что за этим стоит, какие здесь процессы задействованы. Рыба же живёт в своей реальности, далёкой от объективного восприятия.
Для Зигмунда Фрейда явно далёкого от классической религиозности, искать тайные механизмы, пружины жизни в Божественном проявлении было бы точно абсурдно и противно для разума, как это описал Кьеркегор. С другой стороны, родоначальник психоанализа был человеком аналитического склада и не мог не понимать проблем адекватного восприятия жизни. В этой связи он, опять же по принципу датского философа, Фрейд встал на голову. Только он сделал это не по отношению к этому миру, как это имел ввиду Кьеркегор, а по отношению ко всему мирозданию. Даже для сухого рационализма, пропитавшего науку того времени, такой радикализм оказался неприемлем, и вызвал отпор, вылившийся в волне критики, отчасти справедливой, отчасти банальной и находящейся в плену ложных предрассудков.
Чуть позже мы вернёмся к ошибке психоаналитика, а пока рассмотрим, был ли он вообще оригинален в своей теории. Не было ли ранее предшественников, которые уже говорили и делали то же, что революционер психологической науки?
Если брать метод психоанализа, то быть может менее осмысленно и, возможно, не столь эффективно в плане решения проблем человеческой психики, но на Западе уже веками существовала подобная практика. Имеется ввиду таинство исповеди в христианстве. Прихожане церквей, сподвигаемые религиозным страхом и трепетом, старались с максимальной искренностью и полнотой рассказать о событиях внешней жизни и мучающих их мыслях. Да, здесь не был задействован весь арсенал техник психоаналитика, но и то, что было уже поражает. Каким образом основатели религии дошли до понимания этого словесного проговора и понимания определенных глубин психики, не имея диплома европейского университета? На самом деле это ещё только начала удивления.
За 5 тысяч лет(!) до Фрейда сексуальность (вожделение) уже была поставлена во главу угла как главный элемент мотивов человеческого поведения. В древних санскритских текстах, которые иначе называют Ведам, это уже было раскрыто со всей полнотой и искренностью. В трактате «Бхагавад-Гита» (3, 37-42) говорится:
«Вожделение – всепожирающий, греховный враг всех существ в этом мире.
Как огонь покрыт дымом, зеркало – пылью, а зародыш – чревом, так и живые существа, каждое в разной степени, покрыты вожделением.
Так чистое сознание живого существа, изначально обладающего совершенным знанием, оказывается во власти его вечного врага – вожделения, ненасытного и пылающего,
Психолог и общественно-политический деятель мирового масштаба рубежа XX-XXI веков Джон Фэйворс, признавался, что черпал источник своего вдохновения в Ведах |
подобно огню.
Оплотом вожделения являются чувства, ум и разум. С их помощью вожделение покрывает истинное знание живого существа и повергает его в иллюзию…
Органы чувств выше неодушевлённой материи, ум выше чувств, разум выше ума, а над разумом стоит она (душа)»
Психолог и общественно-политический деятель мирового масштаба рубежа XX-XXI веков Джон Фэйворс, признавался, что черпал источник своего вдохновения в этих древних писаниях. В книге «Духовный войн-2» он подробно рассматривает две силы в нашем мире – любовь и вожделение. Вот к чему он приходит: «Изначально мы вступаем в контакт с вожделением, просто оказавшись в материальном мире. Это место, где наша вечная любовь к Богу преобразуется в вожделение от одного лишь контакта с материальной энергией. Можно сказать, что наша врожденная естественная любовь к Богу становится вожделением так же, как скисшее молоко сворачивается и уже не может быть использовано как обычное молоко. Вожделение — это проявление эго, которое искажает любовь, находящуюся в нашем сердце. Все мы — неотъемлемые частички любящего нас Бога, и в нашем естественном состоянии мы разделяем с ним эти чувства. Здесь, в материальном мире мы занимаем другую позицию, и эгоцентричная природа вожделения заставляет нас забыть об этом, Богом данном праве любить».
Джон Фэйворс вовсе не выступает за полное подавление сексуальности. По его словам — это могущественная сила, которая может выражаться конструктивно и разрушительно. Хотя сексуальная энергия может стать стимулом развития цивилизации, она же может погубить ее. Когда секс является выражением любви, он может стать величайшей позитивной силой, которая являет человеку множество глубоких духовных откровений. На высшем же уровне сексуальность становится поразительным стимулом в служении Богу и всему человечеству.
Джон Фэйворс: |
Материалистическая цивилизация перепутала любовь с сексом. Не удивительно, что практически каждую минуту в Соединенных Штатах Америки кто-то подвергается сексуальному насилию и что шестая часть всех детей за свою непродолжительную жизнь уже стала жертвой инцеста. На нас постоянно обрушивается реклама, подталкивающая к наслаждению чувств. Вне зависимости от того, является ли рекламируемый продукт конфетой, напитком или машиной, — идея, стоящая за рекламой, — в том, что потребитель должен обладать, наслаждаться и стремиться к увеличению наслаждения в своей сексуальной жизни».
|
Общественно-политический деятель и психолог приходит к выводу, что недостаток гармонии в жизни общества, в конечном итоге, является результатом нашей неспособности выразить любовь и попытки подменить это выражение любви стремлением к удовлетворению чувств. Вот почему, считает Фэйворс, так важно освободить себя из тисков вожделения и направить сексуальную энергию в конструктивное положительное русло. По его мнению, состояние дел в современном мире можно описать также, сказав, что мы позволили вожделению, а не любви, управлять своей жизнью, и, несмотря на самые лучшие намерения, это общество не справляется с эгоизмом, духом соперничества и желанием эксплуатировать других. Вожделение вынуждает людей продолжать образом использовать ресурсы Земли — получается, что раз уж мы оказались в его ловушке, то должны больше производить, больше потреблять, получать больше прибыли, стимулирующей возникновение все большего количества желаний. Вожделение заставляет взбираться на лестницу карьерного успеха, к самой его вершине, делая глухими к страданиям тех, кто встает на пути и по головам которых можно пройти, не задумываясь. Вожделение вовлекает в половую жизнь, которая причиняет боль и вынуждает деградировать как нас самих, так и наших партнеров.
Проблема, по словам Джона Фэйворса, возникает, потому что люди стремятся найти ответы не в тех местах. Человечество забыло о духовных измерениях жизни, а общество, не основанное в своей жизни на духовности, лишено особого «клея», который позволит всему работать должным образом. Любовь, считает психолог, — это и есть тот самый особый «клей», который связывает всех нас и дает возможность общаться и познавать друг друга, общаться друг с другом.
Современное общество, по всей видимости, забыло об этом, с прискорбием констатирует Фэйворс, проработавший ряд лет в ООН. «Но несмотря на то, что любовь избегает нас, в глубине души мы чувствуем, что обладаем неотъемлемым правом на нее. Как будто нас дразнят чем-то вкусным, не давая возможности дотянуться и съесть это. Разочаровавшись, мы стараемся подменить любовь чем-то еще, в надежде обрести счастье в богатстве, престиже или власти», - пишет Джон Фэйворс.
Если сейчас вернуть к фигуре Зигмунда Фрейда и посмотреть на него с этой позиции, то окажется, что сам великий реформатор психологической науки был не до конца чист. Эрих Фромм в той же своей книге приводит такую реплику из уст самого психоаналитика: «Моя любовь есть для меня нечто безусловно ценное, я не могу безответственно ею разбрасываться... Это было бы и несправедливо, поскольку моими близкими моя любовь расценивается как предпочтение, и приравнивание к ним чужака было бы несправедливо по отношению к ним. Если я должен его любить, причем этакой всемирной любовью, просто потому, что он населяет землю - подобно насекомому, дождевому червю или ужу, - то я боюсь, что любви на его долю выпадет немного. Во всяком случае, меньше, чем я, по здравом размышлении, имею право сохранить для самого себя».
Родоначальник психоанализа рассуждал о любви так, как люди его времени говорили о собственности или капитале. По сути это тот же аргумент, что часто используют против социализма: если все капиталисты разделят свои деньги среди бедняков, то каждому достанется очень мало. Такое представление о человеческой природе было призвано доказать и экономисту, и обывателю XIX в., что современный им капитализм наилучшим образом решает проблему человеческого существования, поскольку он удовлетворяет влечения, укорененные в природе человека.
Зигмунд Фрейд сам не был в состоянии отличить любовь от вожделения, что несомненно сказалось на всей доктрине психоанализа. Вместо того, чтобы работать с изначальной потребностью человека, упор стал делаться на захват научного языка и установление новых господствующих представлений, где осуществлялась подмена потребности на прихоть. Зигмунд Фрейд перевернул своё представление о мире, встав на голову, и хотел, чтобы его примеру последовали другие.
Конечно, для научной среды разработки Фрейда были радикальным шагом вперёд. Только введение в психоанализ понятия бессознательное чего стоит! Вот только в рамках мировой истории это не было шагом вперёд. В тех же Ведах ещё 5 тысяч лет назад бессознательные влечения человека были описаны термином кармавасана. Вот что говорит современный исследователь Вед Госвами Махарадж, объясняя значение этого термина: «Кама или желание, вожделение является результатом кармавасаны. Кармавасана это некие привычки, сформировавшиеся в нашем сознании и подсознании. Кармавасана подобна ткани. Когда человек совершает какие-то поступки, то они завязывают узлы в его сознании. И узлы в его сознании подобны минам замедленного действия. Это узлы будущих желаний. И узлы будущих желаний есть минное поле в нашем подсознании. Это минное поле называется кармавасана. Там находится масса маленьких узелков, результатов наших прошлых действий или наших прошлых наслаждений». («Природа разума», 2006 г.)
Как было сказано в начале, первый человек, который испытал действие научного психоанализа, как будто в шутку назвала его «прочистка труб». Сейчас, пользуясь сказанным о кармавасанах как узелках, можно сказать, что это действительно некая «прочистка труб», в ходе которой узелки, ненужные сгустки энергии эмоций выходят, либо распутываются. При этом, как отмечает современный психолог Олег Гадецкий, каждая эмоция связана с определенной частью физического тела («Лучшие психологические методики», 2007 г.). Поэтому сейчас понятно, почему больная испытывала различные телесные симптомы.
Кстати, примечательно, что в «Я и Оно» Фрейд сам выходит на метафору, которая сквозной нитью проходит через Веды при описании структуры психики человека. «По отношению к Оно Я подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади…Как всаднику, если он не хочет расстаться с лошадью, часто остаётся вести её туда, куда ей хочется, так и Я превращает обыкновенно волю Оно в действие, как будто бы это было его собственной волей», - пишет родоначальник психоанализа.
![]() |
Фрейд сам приводит классический пример из Вед, где психика сравнивается с лошадьми и всадником |
В Ведах эта аналогия раскрывается намного глубже. Если не уходить далеко в детали, то душа человека представляется пассажиром в колеснице, которой управляет разум, в руках которого вожжи (ум), через которые происходит контакт и управление лошадьми (органами чувств).
Фрейд упростил и исказил понимание личности, которое дали ещё древние мудрецы, и к принятию которого всё плотнее приближается современная наука. Значит ли это, что нужно полностью перечеркнуть все методы психоанализа? Конечно, нет. Психоанализ имеет право на жизнь, но во главу угла должно быть, как это описал Джон Фэйворс, поставлена изначальная человеческая потребность – любовь. Соответственно, задачей психолога должно стать выявление тех моментов, где происходит подмена любви на вожделение. Задача состоит в том, чтобы проанализировать, какие факторы лежат в основе искажения и как можно вернуть человека к естественной потребности, как её реализовать, как преобразовать вожделение в любовь. Это должно коснуться и метода свободных ассоциаций, и трактования сновидений, а также и выявления «ошибок» в поведении пациентов.
Послесловие
Основные выводы в отношении Фрейда и психоанализа уже были сделаны. Поэтому в качестве послесловия хочется привести цитату из книги «Духовный войн-2» Джон Фэйворса:
«Вожделение проявлено повсюду в наши дни, и планета не может больше переносить столь тяжкое бремя. Мы должны найти другой путь. Мы должны сделать все, что от нас зависит, чтобы развить в себе способность преобразовать вожделение в любовь. Как однажды сказал Махатма Ганди: «Истинная цивилизация основана не на увеличении наших потребностей, а на добровольном ограничении наших желаний». Только тогда мы сможем любить и служить друг другу, лишенные желания наслаждаться. Простая жизнь и возвышенное мышление — таков должен быть наш девиз».
Используемая литература:
Зигмунд Фрейд. «Я и Оно». Изд. «Эксмо» 2007 г.
Эрих Фромм. «Миссия Зигмунда Фрейда». М. 1996
Джон Фэйворс «Духовный войн-2»
Сайт Госвами Махараджа
"Бхагавад-Гита"
Интернет-энциклопедия «Википедия»
ψ Алексей Костылев
« Пред. | След. » |
---|
Комментарии
2008-05-1708:40:26 Прикольное исследование!
Достаточно понятным языком говорится о сложных вещах
2008-06-2511:07:30 Да, очень интересно почитать. Иногда сложно самому найти все материалы и сделать анализ, проще воспользоваться готовыми выкладками. Так и со стариной Фрейдом, спасибо автору за такое исследование.